План работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2007 – 2008 учебный год
|
Тема: Овладение научно обоснованным анализом и самоанализом
деятельности учителя и результатов его труда с целью повышения качества образования.
Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического
мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы.
Основные задачи на 2007 – 2008 учебный год:
1. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
2. Совершенствование качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей.
3. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.
4. Освоение современных образовательных технологий, методик развивающего обучения в целях повышения мотивации изучения учащимися русского языка и литературы. Т.о., осуществлять широкое внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем.
5. Вести активную подготовку учащихся к ЕГЭ с 9 – 11 кл.
6. Сосредоточение основных усилий М/О на создании научной базы знаний у учащихся выпускных классов для успешного поступления в вузы по избранной специальности.
7. Формирование у учащихся высоких духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы, т.о., усилить воспитывающую направленность уроков.
8. Совершенствование работы учителей русского языка и литературы на основе личностно-ориентированного обучения с разными категориями учащихся.
9. Выявление эффективности использования учебника для формирования ЗУН учащихся на уроках русского языка и литературы.
10. Повышение информационно-технологической культуры учителей – словесников, для того чтобы свободно умели применять современные информационно-педагогические технологии на уроках русского языка и литературы.
Анализ работы М/О
учителей русского языка и литературы
СШ № 5 Лабинского района
за 2006 – 2007 учебный год
Методическая работа в истекшем году проводилась в соответствии с планом и рекомендациями центра развития образования.
Было проведено 4 заседания, на которых обсуждались различные вопросы: планирование работы, собеседование по программам, анализ контрольных работ, знакомство с нормативно-правовыми документами по проведению ЕГЭ, результаты пробного экзамена по русскому языку в 11 классах в форме ЕГЭ, участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и литературе. Было особенно уделено внимание обсуждению одного вопроса – участие каждого учителя в городских и краевых конкурсах. Был сделан существенный вывод, наметили конструктивные изменения в организации участия в конкурсах.
Каждую четверть осуществлялся многосторонний контроль – это контроль преподавания русского языка и литературы, контроль за состоянием ЗУН учащихся по данным предметам. На основе анализа предметно-обобщающего контроля были разработаны предложения по устранению выявленных недостатков. Эти предложения направлены на улучшение образовательной деятельности и соответствуют реальным возможностям общеобразовательного учреждения.
В истекшем году не провели запланированные открытые уроки. Это является большим недостатком в работе М/О, поэтому важно в предстоящем учебном году устранить этот пробел в работе. Необходимо, чтобы все учителя русского языка и литературы считали своим долгом дать открытый урок с целью показать хорошее, что у него есть в педагогической работе.
Всем учителям-словесникам в новом учебном году улучшить работу над повышением качества обучения. Улучшить работу по подготовке учащихся к ЕГЭ, чтобы использовать в работе тестовые задания как форму активизации обучения русскому языку, использовать комплексный анализ текста как новую форму проверки и аттестации знаний, умений, навыков учащихся.
Интересно прошла в этом году предметная неделя, которая была посвящена жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. План мероприятий разрабатывался коллективно на заседании М/О. Каждый класс выпустил яркую тематическую газету, старшеклассники проводили беседы в средних классах по определенным темам.
Ярко, увлекательно, в нетрадиционной форме провели открытые мероприятия в течение предметной недели. Дети с большим желанием готовили мероприятия, активно принимали в них участие. Надо отметить, что такую работу нам просто необходимо проводить с учащимися, чтобы повысить их мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Выводы и предложения, вытекающие из анализа работы М/О.
Анализ работы показывает, что необходимо выводить деятельность М/О на новый качественный уровень.
Целесообразно планировать деятельность М/О на современном этапе развития системы образования по приоритетным направлениям:
· Информационная деятельность;
· Учебно-методическая деятельность;
· Повышение квалификации;
· Обобщение передового педагогического опыта;
· Издательская деятельность;
· Инновационная деятельность;
· Организационное направление.
1. Информационная деятельность включает в себя:
- Формирование информационных банков (по кадровому потенциалу: категорийность, стаж, образование, возраст; банк данных о деятельности каждого учителя – словесника; банк данных о достижениях педагогов).
Был создан банк данных, отслеживалась деятельность и достижения каждого педагога.
-Работа с книжным фондом. К сожалению, не все учителя - словесники интересуются методической литературой, которая имеется в школьной библиотеке. На заседаниях М/О была проведена презентация новинок методической литературы. На новый учебный год коллективно выписали «Учительскую газету», приложения к газете «Первое сентября» - «Русский язык», «Литература».
2. Учебно-методическая деятельность.
Подробно изучили на М/О методические рекомендации Краснодарского края о преподавании русского языка и литературы в новом учебном году. Каждый учитель был обеспечен методическими брошюрами, которые выпустил МИМЦ:
«О единых требованиях к письменной речи учащихся, проведении письменных работ и проверке тетрадей по русскому языку и литературе», «Методические рекомендации по включению регионального компонента в учебные предметы - русский язык и литература», «Примерное планирование уроков развития речи по литературе 5-11 классы», «Анализ и самоанализ урока». Завучем Мармер Г.М. в ходе посещения уроков были выявлены педагогические затруднения. Чтобы преодолеть противоречия между потенциальными возможностями учителя и результатами обучения, чтобы преодолеть педагогические затруднения, завучем был проведен анализ посещенных уроков, даны индивидуальные консультации. Особо остро стоит вопрос о работе со слабоуспевающими учащимися и учащимися, имеющими повышенный уровень учебной мотивации. Для решения ряда важных проблем просто необходимо проводить методические дни, семинары, заседания, открытые уроки. Только через обмен опытом учителя – словесники смогут решить важные вопросы. В связи с этим запланировали в новом учебном году проведение открытых уроков.
3.Повышение квалификации.
В этом учебном году все учителя-словесники (Великородняя В.Г., ЧернигинаЗ.В., Морозова Л.И., Яковенко Н.В.) успешно прошли курсовую переподготовку. Надо отметить и некоторый недостаток, который был в роботе М/О в этом направлении. Епифанова О.Ф. не прошла курсовую переподготовку, т.к. была в декретном отпуске, а теперь возникают определенные сложности с аттестацией. В 2007-2008 учебном году на высшую категорию аттестовывается Яковенко Н.В.. Составлен график аттестации учителей, по которому необходимо вести строгий учет и контроль, чтобы не возникало никаких проблем.
4. Обобщение передового педагогического опыта.
В этом направлении надо отметить слабую работу М/О. Сложно отследить, действительно ли педагог занимается самообразованием по заявленной теме или только формально отчитывается о работе. Поэтому выдвинута идея о проведении ежегодного школьного фестиваля методических идей (на М/О), на котором каждый учитель - словесник в форме самопрезентации представит то, что им наработано за год, включая и освоенные им источники по педагогике, психологии, методике преподавания предмета. Проведение такого мероприятия ежегодно исключит представление наработок предыдущих лет и наглядно покажет всему коллективу словесников, кто и как из педагогов профессионально вырос за год. Лучший педагогический опыт может быть представлен на районный фестиваль методических идей в рамках проведения мероприятий августовской педагогической конференции.14
5. Издательская деятельность.
Это направление тесно связано с предыдущим. Необходимо обобщить опыт, создать буклеты, брошюры. Удачные разработки наших словесников направить для публикации в авторитетные методические газеты и журналы. Яковенко Н.В. разрабатывается элективный курс по русскому языку «Особенности эпистолярных жанров». Часть этой разработки была отмечена благодарственным письмом от главного редактора «Учительской газеты».
Работу по этому направлению необходимо вести с целью обобщения и распространения опыта, информирования участников образовательного процесса, обучения, изучения потребностей, повышения квалификации, внедрения новых технологий.
6.Инновационная деятельность.
Главной задачей педагога в современных условиях является освоение новых педагогических технологий.
В 2006-2007 учебном году на итоговой аттестации по литературе (реферат) в 9, 11 классах учащиеся использовали мультимедийные презентации. Это новый и современный способ защиты своей работы, который требует особого подхода со стороны учителя и творческих способностей со стороны учащихся. Начатую деятельность в этом направлении необходимо развивать и продолжать: проводить мультимедийные уроки, внеклассные мероприятия по предмету с использованием новых инновационных технологий и т.д.
Важно отметить, что почти все педагоги М/О овладели компьютерной грамотностью.
Инновационная деятельность способствует творческой активизации педагогов, заставляя их искать новые пути, формы, способы повышения качества образования.
7. Организационное направление.
За прошедший год нашим М/О было организовано и проведено много конкурсов. Были проведены олимпиады по русскому языку и литературе.
Анализ работы показывает, что всем учителям – словесникам необходимо активно организовывать участие наших школьников в различных конкурсах по предмету.
Тщательно готовить способных детей на олимпиады, чтобы завоевывать призовые места.
Организовывать внеклассные мероприятия по предмету, чтобы повысить мотивацию к их изучению.
Организовывать семинары, диспуты, круглые столы, чтобы обменяться опытом.
Проанализировав создавшуюся ситуацию в школе, выявили ряд проблем. Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая школу, имеют неустойчивую грамотность. Дело не в том, что они забыли какие-то правила орфографии или пунктуации. Проблема состоит в неумении свободно пользоваться накопленными знаниями, в низкой языковой культуре школьников.
Надо учитывать еще одно обстоятельство: учащиеся мало и неохотно читают, слабо знают художественную литературу. Одной из важных проблем является воспитание коммуникабельного человека, способного решать разнообразные задачи в процессе общения. Как решить эту проблему? Необходимо в содержание работы по русскому языку в общеобразовательных учреждениях вводить новые компоненты: культурного общения, речевого поведения…Наши воспитанники не умеют вступать в диалог в широком смысле слова. А ведь это один из показателей общей культуры личности.
Для решения этой задачи Педагогическим Советом школы утвердили ввод нового предмета в базисный план школы – это Риторики в 5-6 классах. В старших классах введен факультатив по Риторике. На этих занятиях учащиеся развивают диалогическую и монологическую речь, рассуждают на предложенные темы, приводят различные способы аргументации собственной мысли, делают вывод, учатся вести любой диалог этически корректно.
Итак проблемы обозначены, и их надо решать.
Н. А. Емельяненко
зав. библиотекой СШ № 5
Лабинского района Краснодарского края
Притч. 16. 31
литературно – музыкальная композиция
(для 7 класса)
Цель:
1. Воспитание чувства любви к членам семьи, уважения к их возрасту и заслугам; осознание духовной ценности семьи.
Оформление:
1. Плакат с надписью:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои»
Пятая Заповедь
2. Плакат с надписью:
«У кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего»
В. А. Сухомлинский
3. Книжная выставка: «Жили – были…»
4. Выставка: «Ах, сколько эти руки чудесного творят…»
5. Выставка: «Мы живем, чтобы оставить след…»
6. Фотографии бабушек.
7. Цветы.
(Звучит музыка)
Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Мы рады видеть вас! Мы рады, что имеем возможность еще раз, поклониться вам до земли, еще раз сказать вам: «Спасибо!»
Чтец.
Девочки и мальчики!
Давайте вместе с нами
«Спасибо» скажем бабушке,
«Спасибо» скажем маме.
За хлопоты, за ласки,
За песенки и сказки,
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье.
З. Петрова
Библиотекарь. Есть такая миссия на земле, которая целиком принадлежит Женщине: стоять у колыбели, бороться с любыми напастями, защищая огонек новой жизни, вводить маленького человека в мир и помогать ему, делать в нем первые шаги.
У каждого человека есть мать или была…
Чтец.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем;
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем.
Библиотекарь. Сегодня мы просим наших мам стать на время детьми. Сегодня мы будем говорить о ваших мамах – о бабушках.
Россия наша держится на бабушках.
Чтец.
О них обыкновенно не заботятся,
И все-таки они всегда в цене,
Поскольку не бывает безработицы
У бабушек в таинственной стране.
С глазами вопрошающе печальными
Они в домах ютятся по углам
Машинами стиральными, качальными,
Машинами, что плачут по ночам.
Чтец.
Жесток наш век, своих детей не балующий.
Мы в мягкости и то порой грубы,
Но по земле на счастье ходят бабушки
Так мягко, словно ходят по грибы.
Чтец.
Всемирных неразумностей свидетели
Они среди пеленок и посуд,
Как разума тишайшие светильники,
Свои седые головы несут…
Е. Евтушенко.
Библиотекарь. Россия наша держится на бабушках. И в этом нет ничего удивительного. Мужья их, чаще всего, умерли – они, как известно, в нашей стране живут на десяток лет меньше, чем жены. И остаются вдовы и донашивают мужнины теплые вещи: новые им уже не по карману. Дети их выросли и разлетелись в разные стороны. А при нынешнем отношении к родителям надеяться на частые посещения не приходится.
Одинокая старость – тяжелый крест.
Не подобает человеку забывать своих родителей, ибо он выше животного, и забота о тех, кто породил, выкормил и научил жизни, должна быть первейшим долгом человека.
Отказ от тех, кто дал жизнь, есть грех, который искупить невозможно!
Если представить себе, что бабушки куда-то пропали, исчезли (наверно ушли в Царствие Небесное, куда же еще?), страшная была бы картина.
Но наши бабушки - удивительные оптимисты. Они созданы из поистине драгоценного металла. О наших бабушках можно сказать, что листья их не вянут (Пс.1. 3), хотя наступает для них зима старости.
Вопрос. Как вы думаете, чем же они сохранили юношескую свежесть?
(Ребята отвечают).
Библиотекарь. В большей части случаев может быть дан один ответ: благочестием.
Оно спасло их от жизни рассеянной и невоздержанной, оно внушило им в трудолюбии видеть добродетель, в праздности – порок.
Жизнь пройти - не поле перейти. Жизнь дается человеку один раз и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем.
Вопрос. Чем же измеряется жизнь?
(Ребята отвечают)
Библиотекарь. Прожитыми годами? Ну а если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя?
Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставил на земле.
Чтец.
Всем выдан Господом кредит
По-разному (к чему лукавить);
Один лишь в жизни наследит,
Другой же след навек оставит.
В. Сидоренко
Библиотекарь. Уважаемые бабушки! Именно вы своей теплотой, любовью и лаской учите наших детей всегда быть добрыми и чуткими.
Межу бабушками и внуками обычно устанавливаются самые дружеские, доверительные отношения. Бабушки стараются разделить их горести и радости, выступают советниками, предостерегают от опрометчивых поступков.
Впрочем, дети сейчас сами расскажут нам о своих бабушках.
Яна П. Мою бабушку зовут Любовь Константиновна. Она закончила школу на пять. Окончила ВУЗ, получила специальность геофизика. Работала в горах: Тянь-Шаня, на Северном и Среднем Урале, в Заполярье. Вся жизнь прошла в походах и в дружной компании. Сейчас ей 53 года, но она всегда в спортивной форме и, когда хорошая погода, мы выезжаем путешествовать в красивые места Кавказа. У меня бабуля просто высший класс!!!
Настя Н. Мою бабушку зовут Елена. Бабушке 59 лет. Бабушка родилась в башкирском селе Орловка. А теперь моя бабушка живет в уральском селе Ларино. Моя бабушка очень вкусно готовит. Я очень люблю ее блинчики, люблю бабулечкины уральские пельмени, она их готовит так вкусно! Бабушка очень добрая и ласковая. Она всегда поможет в трудную минуту, может поднять настроение нежным и добрым словом. Бабушка никогда не обидит меня, не оставит в трудную минуту. Я очень люблю свою бабушку!
Катя Б. У меня есть самая любимая бабушка. Ее зовут Екатерина Ивановна. Бабушка родилась в 1931 г. в городе Краматорске, который находится на Украине. Ей было 10 лет, когда началась война. Она нам часто рассказывает про эти жестокие годы жизни. Когда ей исполнилось 20 лет, она познакомилась с очень хорошим пареньком, за которого вышла замуж. Это мой дедушка – Василий Евдокимович, они живут вместе уже 54 года. У них родилось трое детей, две старшие дочери и младший сын – мой папа. Когда моему папе было всего три годика, у них случилось большое несчастье. Дедушка работал электриком на элеваторе, и во время ремонтных работ попал под высокое напряжение и лишился обеих рук. Ну, а как человек без рук? И вот все эти годы бабушка стала для него настоящей опорой, она чем могла ему помогала и помогает. Они вместе боролись за себя и за своих детей. Дети выросли, получили образование, работают, у них у всех свои семьи, дети. Бабушка с дедушкой помогают всем детям, чем могут, всем уделяют внимание. К бабушке можно обратиться за помощью в трудную минуту, и она даст совет, всегда протянет руку помощи. Все мы их очень любим и уважаем.
Бабушка Катя.
Вижу, бабушка Катя
Стоит у кровати.
Из деревни приехала
Бабушка Катя.
Маме узел с гостинцем
Она подает,
Мне тихонько
Сушеную грушу сует.
Приказала отцу моему,
Как ребенку:
«Ты уж, деточка, сам
распряги лошаденку!».
И с почтеньем спросила,
Склонясь надо мной:
«Не желаешь ли сказочку,
Батюшка мой?»
Инна Р. Мою бабушку зовут Радионова Варвара Петровна. Ей 75 лет. Родилась она в Гулькевичах. Когда началась великая Отечественная война, ей было 12 лет, но несмотря на свои юные годы она работала на благо государства: пахала, сеяла, убирала хлеб, чтобы накормить солдат, которые защищали нашу Родину. Я думаю, что Победу над Германией завоевали не только солдаты, но и такие люди, как моя бабушка и ее ровесники. После войны бабушка так же принимала участие в восстановлении разрушенного хозяйства. Она заслуженный ветеран Труда. В 1953 году моя бабушка вышла замуж за моего дедушку, с которым в 2003 году встретила «Золотую свадьбу». У них большая семья: трое детей, восемь внуков и два правнука. Все ее очень любят и гордятся ею.
Катя Б. Мою бабушку зовут Наталья Георгиевна. Бабушка родилась в Москве. В 1947 году она со своей мамой переехала в Курганинск, а потом в Лабинск. Детство у бабушки было очень трудное. С 1967 года работала в магазине, проработала 25 лет, много раз была награждена грамотами, денежными премиями. Получила звание «Ветеран труда» в 1986 году. В 1996 году бабушка меня забрала к себе и с тех пор я живу с ней. Я очень благодарна ей за все, что она делает для меня.
Библиотекарь. В жизни каждого из нас большую роль играют ласковые, иногда ворчливые, но беззаветно любящие и балующие нас бабушки. Многие поэты и писатели были воспитаны именно бабушками и нянями.
Ученик. Арина Родионовна Яковлева – няня Александра Сергеевича Пушкина. Она вынянчила маленького Пушкина. Она пела ему русские песни и рассказывала сказки. Арина Родионовна была хранительницей народной мудрости и олицетворением русской души. До последнего вздоха она самоотверженно любила своего питомца, а он посвящал ее во все тайны своего гения.
Ученик. Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтову было всего 2 года, когда умерла его мать и он остался на попечении бабушки. И она всю свою любовь сосредоточила на внуке.
В протяжении всей недолгой жизни Лермонтова Елизавета Алексеевна была его заступницей и хранительницей. Когда пришла весть о гибели Михаила, жизнь потеряла для нее смысл. Ее разбил паралич, и через 4 года она умерла.
Библиотекарь. Как жаль, что мамы наши не вечны, и они уходят от нас, как бы мы этого не хотели отдалить, как бы не противились этому всем своим существом.
Когда умирает мать, в сердце сына увядают розы.
Чеченская пословица.
Чтец.
Трудно жить, навеки мать утратив,
Нет счастливей нас, чья мать жива.
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова.
Мать умрет, и не изгладить шрамы.
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!
Библиотекарь. Для тех, у кого, к великому счастью, мамы живы, пусть стихотворение Р. Гамзатова станет назиданием и напоминанием о великом долге перед матерью, о заботе и любви к ней. Учите детей и внуков чтить свою мать.
Чтец.
Не надо мне лекарств и докторов,
И вы, чьи матери покуда живы,
Не тратьте на меня сердечных слов,
Казаться будет мне: они фальшивы.
Я не виню вас, не питаю зла,
Но мне участье ваше не поможет:
Покуда мать моя жива была,
Я сострадать был не способен тоже.
Чем тех жалеть, кого уж больше нет в живых,
Чем плакать соучастливо со мною,
Щадите лучше матерей своих,
От собственных невзгод, от бед чужих.
Оберегайте их любой ценою!
Я вас прошу: и ныне и всегда
Вы матерей своих жалейте милых.
Не то, поверьте мне, вас ждет беда, -
Себя вы не простите до могилы.
Библиотекарь. Оглянитесь же и скажите: кого мы обижаем в жизни больше чем мать? Не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери. А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.
На могиле матери своей
Сын молчит. И сына совесть гложет.
Р. Гамзатов
Библиотекарь. Я желаю нам никогда не сталкиваться с этими страшными словами: слишком поздно. Поздно произнести слова, которые можно было бы сказать, поздно сделать движение, которое могло выразить наше отношение.
Сегодня, сейчас
Придите, дети
К матери своей
И станьте перед нею
На колени.
В. Романчин
И скажите ей: «Мама, мама!.. Прости меня!»
(Дети просят прощения у своих матерей, дарят им цветы).
Библиотекарь. Но если бы наша жизнь закончилась лишь смертью, то на что мы могли бы надеяться?
Смерть, которая для нас – потеря и разлука, есть рождение в вечность, она – начало, а не конец!
Любовь не может быть побеждена. Не говорите «мы любили», но «мы любим друг друга». Любовь не умерла со смертью человека.
Наши близкие в вечности, и теперь у нас есть предстатель, ангел – хранитель перед Богом, который покрывает нас своей молитвой.
Когда мы молимся об усопшем, мы на самом деле говорим: «Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле: примеру мы будем следовать, любовь никогда не умрет».
Мы можем жить, воплощая все то, что было в нем значительного, высокого, подлинного.
Чтец. Нет! Никогда не умирает тот,
Чья жизнь прошла светло и беспорочно,
Чья память незабвенная живет
В сердцах людей укоренившись прочно.
Лопе де Вега
Библиотекарь. И в сердцах наших детей живет память о своих бабушках.
Инна Р. У меня была бабушка Полякова Раиса Тимофеевна. Она умерла в 2002 году. Ей было 66 лет. До сих пор трудно с этим смириться. Ведь я ее очень люблю. Она была очень доброй, веселой, щедрой, трудолюбивой женщиной. Мне никогда не было с ней скучно. Бабушка воспитала 5 детей. Она очень любила своих внуков, хотя у нее их 10 человек. Все вспоминают ее с теплом. А еще она очень хорошо готовила. Я обожаю ее блинчики с повидлом. Моя мама тоже такие готовит. Все родственники помнят бабушку. Она умерла, но всегда будет жить в сердце родных.
Ира Л. Моя бабушка Ручкина Анна Михайловна, заслуженный работник, «Ветеран труда». Она работала в совхозе, выращивала: свеклу, клубнику, картошку, огурцы, помидоры и многое другое. Еще моя бабушка работала на мебельной фабрике, разнорабочей. У неё много грамот и даже есть медаль «Ветерана труда». У бабушки Ани еще жива мама, бабушка Вера. Она уже старенькая и ничего не видит, но все равно она всех нас любит и всегда ждет в гости. У бабушки в семье было четверо детей. И их мама вырастила одна, потому что муж ее погиб на войне. Моей бабушки нет в живых, но все равно я ее часто вспоминаю и очень люблю!
Библиотекарь.
«У кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего».
В.А. Сухомлинский
Чем больше человек дорожит памятью своих отцов, дедов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.
Вопрос. Ребята, скажите, пожалуйста, как вы называете своих бабушек?
(Дети отвечают).
Библиотекарь. Бабушка! Бабуля! Сколько тепла в этом слове, нежности, ласки.
Чтец.
Я люблю окошки деревенские
И бабушек, сидящих у окна,
Я люблю произносить их женские,
Словно Русь простые имена.
(Звучит отрывок песни «Бабушка» в исп. гр. «Любэ»)
Чтец.
Волос ее прядки
Чистого снега белей,
И ласковый голос
У бабушки милой моей.
Чтец.
На бабушку внучка
С тревогой глядела:
-Совсем у тебя
Голова побелела!..
Ответила бабушк

|